ЗАДАНИЕ 1:
PS: Рисунок 2 может быть Хохломской или Городецкой росписью. Разница в орнаментах (Хохлома - это растительные орнаменты, золотистые, красные, фон черный; Городец - лошади, голуби, сцены города, фон светлый). Сюжет же представленного рисунка непонятен.
ЗАДАНИЕ 2:
Мой выбор русского народного ремесла не случаен. Узнав задание нашего конкурса, я тут же вспомнила о кружевных салфетках, скатертях, праздничных воротничках и манжетах платьев моей бабушки, её рассказах о том, как она научилась этому мастерству. Мастерство вязания крючком вологодских кружев передаётся в нашей семье от поколения к поколению. Моя мама умеет вязать салфетки, бабушка своё умение получила от своей мамы и т.д.
Меня заинтересовала история этого народного ремесла.
Вологодское кружево изящно и самобытно.
Большое влияние на развитие орнаментального искусства кружевоплетения оказали
старинные вышивки,
орнаменты ткачества, узоры резьбы по дереву. Особенно это касается ажурного
кружева «вологодское стекло» или «вологодское окно» с многообразными «паучками»
и «снежинками» на сквозном фоне. Изначально кружево плели не на коклюшках, а
вышивали. Такой вид кружевоплетения бытовал в основном в Вологодском уезде, и
именно здесь впоследствии коклюшное кружевоплетение, как промысел развивалось
особенно интенсивно. За кружевом закрепилось название «вологодское».
Слово «кружево» произошло от «окружать» - украшать красивой отделкой края
тканевых изделий. Вологодское кружевоплетение зародилось
в XVI-XVII веках, а немного позже стало народным промыслом.
Вологодское кружево практически всегда
было белым. Для плетения вологодского кружева использовалась льняная пряжа
домашнего изготовления – качественная, но не тонкая. Поэтому вологодские
изделия славились своей прочностью.
Помимо пряжи для изготовления
кружева использовали валик или куфтырь, березовые или можжевеловые
коклюшки, различные булавки и узор на бумаге или сколок, который
придумывали местные мастерицы. В самой Вологде кружевницы плели более сложные
кружева: целые предметы гардероба или широкое мерное кружево до 40 см шириной,
для создания которого требовалось до 300 пар коклюшек и наличие отменного
мастерства.
Как промысел вологодское кружевоплетение появилось
в начале XIX века – в помещичьих имениях близ Вологды крепостные крестьяне
стали выплетать отделки к белью и одежде «как в Европе». В эти времена многие
крупные помещичьи усадьбы являлись обладателями кружевных фабрик, которые
поставляли свою продукцию во многие крупные города (Москва, Санкт-Петербург и
др.).
Со временем искусство
кружевоплетения переселилось в крестьянскую среду и постепенно переросло в
разряд народного искусства. Существуют следующие данные: если в
Вологодской губернии в 1893 году кружевоплетением занимались 4 тысячи мастериц,
то в 1912 году – это было уже 40 тысяч мастериц. В связи с таким стремительным
развитием в Вологде в 1928 году была открыта профессиональная школа кружевниц,
затем в 1930 году был основан Вологодский кружевной союз, а в 1935 году при
Вологодском кружевосоюзе была создана целая художественная лаборатория.
Вологодские кружева неоднократно получали высшие награды на различных
международных выставках. Кроме того, в Вологде существует музей вологодского
кружева, экспозиционная площадь которого составляет 600 кв.м., где представлено
более 500 предметов, которые как нельзя лучше расскажут вам об основании и
развитии вологодского кружевоплетения.
Главной отличительной
чертой вологодского кружева является неповторимый крупный узор,
вывязываемый толстой сканью (утолщенной нитью) в виде сплошной полотнянки
(ленты-полосы полотняного плетения), расположенной на фоне узорчатого плетения.
Существует два типа вологодского
кружева. В первом
варианте оно представляет собой кружево без решеток, в котором узоры
из полотнянки вплотную примыкают друг к другу, и лишь в нечастых просветах
можно увидеть сетку в виде косых диагональных клеток из насновок (небольших
овальных или квадратных плотных форм) и плетешков (шнурков).
Второй вариант вологодского кружева, изделия из которого в последние годы
особенно популярны, - кружево, в котором прозрачные решетки играют такую же
роль, что и плотный орнамент.
Для плетения вологодского
кружева изначально на плотную бумагу (сколок) наносят технический рисунок.
Затем сколок закрепляют на мягкой подушке-валике. В старину такие подушечки
набивали сеном или опилками. Рисунок на сколок наносится линиями и точками, в
которые вертикально втыкают булавки. Вологодское кружево плетут коклюшками, на
которые намотаны нитки. Мастерица перебрасывает коклюшки в руках, обвивает
булавки нитками, и по мере выполнения рисунка переставляет булавки в другие
точки.
По технике плетения вологодское
кружево бывает трех
основных видов: численное, парное и сцепное.
Комментариев нет:
Отправить комментарий