Виртуальное путешествие

ЗАДАНИЕ 1:
PS: Рисунок 2 может быть Хохломской или Городецкой росписью. Разница в орнаментах (Хохлома - это растительные орнаменты, золотистые, красные, фон черный; Городец - лошади, голуби, сцены города, фон светлый). Сюжет же представленного рисунка непонятен.

ЗАДАНИЕ 2:
ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО
    Мой выбор русского народного ремесла не случаен. Узнав задание нашего конкурса, я тут же вспомнила о кружевных салфетках, скатертях, праздничных воротничках и манжетах платьев  моей бабушки, её рассказах о том, как она научилась этому мастерству. Мастерство вязания крючком вологодских кружев передаётся в нашей семье от поколения к поколению. Моя мама умеет вязать салфетки, бабушка своё умение получила от своей мамы и т.д.

Кружева моей бабушки
    Меня заинтересовала история этого народного ремесла.
   Вологодское кружево изящно и самобытно. Большое влияние на развитие орнаментального искусства кружевоплетения оказали старинные вышивки, орнаменты ткачества, узоры резьбы по дереву. Особенно это касается ажурного кружева «вологодское стекло» или «вологодское окно» с многообразными «паучками» и «снежинками» на сквозном фоне. Изначально кружево плели не на коклюшках, а вышивали. Такой вид кружевоплетения бытовал в основном в Вологодском уезде, и именно здесь впоследствии коклюшное кружевоплетение, как промысел развивалось особенно интенсивно. За кружевом закрепилось название «вологодское».
   Слово «кружево» произошло от «окружать» - украшать красивой отделкой края тканевых изделий. Вологодское кружевоплетение зародилось в XVI-XVII веках, а немного позже стало народным промыслом.
   Вологодское кружево практически всегда было белым. Для плетения вологодского кружева использовалась льняная пряжа домашнего изготовления – качественная, но не тонкая. Поэтому вологодские изделия славились своей прочностью.
   Помимо пряжи для изготовления кружева использовали валик или куфтырь, березовые или можжевеловые коклюшки, различные булавки и узор на бумаге или сколок, который придумывали местные мастерицы. В самой Вологде кружевницы плели более сложные кружева: целые предметы гардероба или широкое мерное кружево до 40 см шириной, для создания которого требовалось до 300 пар коклюшек и наличие отменного мастерства.
   Как промысел вологодское кружевоплетение появилось в начале XIX века – в помещичьих имениях близ Вологды крепостные крестьяне стали выплетать отделки к белью и одежде «как в Европе». В эти времена многие крупные помещичьи усадьбы являлись обладателями кружевных фабрик, которые поставляли свою продукцию во многие крупные города (Москва, Санкт-Петербург и др.).
   Со временем искусство кружевоплетения переселилось в крестьянскую среду и постепенно переросло в разряд народного искусства. Существуют следующие данные: если в Вологодской губернии в 1893 году кружевоплетением занимались 4 тысячи мастериц, то в 1912 году – это было уже 40 тысяч мастериц. В связи с таким стремительным развитием в Вологде в 1928 году была открыта профессиональная школа кружевниц, затем в 1930 году был основан Вологодский кружевной союз, а в 1935 году при Вологодском кружевосоюзе была создана целая художественная лаборатория. Вологодские кружева неоднократно получали высшие награды на различных международных выставках. Кроме того, в Вологде существует музей вологодского кружева, экспозиционная площадь которого составляет 600 кв.м., где представлено более 500 предметов, которые как нельзя лучше расскажут вам об основании и развитии вологодского кружевоплетения. 
   Главной отличительной чертой вологодского кружева является неповторимый крупный узор, вывязываемый толстой сканью (утолщенной нитью) в виде сплошной полотнянки (ленты-полосы полотняного плетения), расположенной на фоне узорчатого плетения.
 Существует два типа вологодского кружева. В первом варианте оно представляет собой кружево без решеток, в котором узоры из полотнянки вплотную примыкают друг к другу, и лишь в нечастых просветах можно увидеть сетку в виде косых диагональных клеток из насновок (небольших овальных или квадратных плотных форм) и плетешков (шнурков).
  Второй вариант вологодского кружева, изделия из которого в последние годы особенно популярны, - кружево, в котором прозрачные решетки играют такую же роль, что и плотный орнамент.
  Для плетения вологодского кружева изначально на плотную бумагу (сколок) наносят технический рисунок. Затем сколок закрепляют на мягкой подушке-валике. В старину такие подушечки набивали сеном или опилками. Рисунок на сколок наносится линиями и точками, в которые вертикально втыкают булавки. Вологодское кружево плетут коклюшками, на которые намотаны нитки. Мастерица перебрасывает коклюшки в руках, обвивает булавки нитками, и по мере выполнения рисунка переставляет булавки в другие точки.
По технике плетения вологодское кружево бывает трех основных видов: численное, парное и сцепное.
 
Мой рисунок вологодского кружева
А это мой узор будущей кружевной салфетки
Связать такое платье моя мечта

Комментариев нет:

Отправить комментарий

 Добрый день!